В рамках форума «Сильные идеи для нового времени» состоится ряд сессий, посвященных ключевым вопросам здравоохранения, организатором которых выступает проект Фонда Росконгресс «Здоровое общество» при поддержке Фонда экспертно-аналитической деятельности «Контент».
Пандемия 2020 года заставила переосмыслить ценность человеческой жизни и задала новые векторы развития системе сбережения здоровья и благополучия общества. Отвечая вызовам времени, здравоохранение во всем мире претерпевает период значительных трансформаций, краеугольным камнем которых становится не лечение болезней, а забота о человеке, продолжительности и качестве его жизни. Меняется принцип подхода к решению задач на всех уровнях – от институтов научного поиска, индустрии медицинских разработок до управленческих кейсов. На ключевых позициях запроса, который ставит общество перед системой оказания медицинской помощи – парадигма нестандартного мышления, прорывные идеи, инновационные решения и проекты. Уже сегодня цифровые технологии, искусственный интеллект, достижения телемедицины и робототехники обеспечивают все большую доступность и качество медицинской помощи, возможность своевременной, точной и высокотехнологичной диагностики, быстрой реабилитации, создают условия жизни, в которых забота о собственном здоровье становится для человека повседневной поведенческой нормой. Современная медицина, ориентированная на принцип персонализации и поиск новых идей в сфере разработки и производства инновационных лекарств, определяет тренды развития фарминдустрии, среди которых лидируют использование биоинженерии, создание биотехнологических и генных препаратов, поиск новых механизмов действия и мишеней воздействия лекарственных средств. Медицина будущего выходит на новый по качеству и социальной значимости уровень. Каким образом инновационные разработки и технологии в области медицины могут влиять на продолжительность и качество жизни? Какие заболевания прогнозируются в будущем и насколько сегодня медицинская наука к ним готова? Какие ожидаются прорывные решения в борьбе с неинфекционными заболеваниями в ближайшем будущем? Какие разработки смогут остановить распространение инфекционных болезней? Как обеспечить в национальной системе здравоохранения равнодоступность к инновационным и пациентооринетированным решениям для всего общества? Как скоординировать действия государственных органов, бизнеса, профессиональных сообществ, общественных институтов и добиться синергии в стратегии приближения технологий медицины будущего?
Пандемия спровоцировала массовый прием антибиотиков без явных показаний. Спрос опережает рынок: в аптечных сетях растет динамика закупок антибактериологических лекарственных средств, при этом в регионах отмечается дефицит ряда препаратов. По оценкам ВОЗ, за время пандемии антибиотики назначали 72% пациентов с COVID-19 при том, что в случае заражения коронавирусом бактериальные инфекции развиваются только у 7–8% госпитализированных больных. Безосновательное и бесконтрольное применение антибиотиков только усиливает устойчивость бактерий к антимикробным лекарствам, и в критический момент они могут просто не сработать – такая ситуация опасна не только для заболевших ковидом, но и для общества в целом. По этой причине ВОЗ не рекомендует использовать антибиотики при легком течении COVID-19, их назначение оправдано только при наличии симптомов бактериальной инфекции. А вне контекста пандемии Всемирная организация здравоохранения призывает к консолидации усилий стран в целях создания систем для мониторинга устойчивости к антибиотикам, совместной работе по недопущению неправильного и чрезмерного использования противомикробных препаратов. Россия стала одной из первых стран, которая на государственном уровне приняла стратегию по противодействию распространению этой новой угрозы. В правительственном законопроекте «О биологической безопасности Российской Федерации» распространение устойчивости к лекарственным препаратам отнесено к списку основных биологических угроз. В октябре этого года Президентом Российской Федерации был подписал указ о межведомственной комиссии Совбеза по вопросам создания национальной системы защиты от новых инфекций.
Как усилить контроль обращения антибиотиков на национальном рынке и поставить под контроль их производство, оборот и применение?
С помощью каких инструментов возможно отрегулировать назначение антибиотиков без явных показаний?
Как противостоять последствиям, связанным с массовым приемом антимикробных препаратов на фоне пандемии, и способствовать сохранению эффективности противомикробных препаратов?
Насколько важен межсекторальный подход в решении проблемы антимикробной резистенции? Что может противопоставить современная фармацевтика?
Сможем ли мы избавить будущие поколения от рисков развития резистентных инфекций?
Государство берет на себя ответственность за здоровье общества, но не менее важным аспектом национальной политики является формирование культуры ответственного отношения самих граждан к своему здоровью. Сегодня, в разгар пандемии, в зоне риска оказались люди в возрасте и с ослабленным здоровьем, страдающие серьезными заболеваниями. Именно поэтому опыт пандемии должен рассматриваться прежде всего в качестве основы для разработки законодательных, информационно-просветительских и социальных инициатив, направленных на устойчивое оздоровление общества, способного противостоять подобным вызовам, и сдвиг парадигмы общественного сознания в сторону ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своей семьи. Усиление направления превентивной медицины, внедрение практик и инициатив, направленных на укрепление общественного и корпоративного здоровья, развитие ЗОЖ-инфраструктуры и вовлечение общества в философию заботы о собственном здоровье, усовершенствование технологий и интернет-сервисов, позволяющих контролировать здоровье, становятся объективной реальностью жизни общества. Сегодня уделять внимание и время собственному здоровью – уже не дань моде, а modus vivendi современного человека.
На какие законодательные и социальные инициативы в области охраны здоровья граждан, профилактики, оказания первой помощи должна опираться политика усиления здоровья и благополучия общества?
Какую помощь готово оказать государство регионам для реализации проектов в области общественного здоровья?
Какие инновационные решения в фармацевтической отрасли способствуют развитию превентивной медицины?
Как защитить на будущее психическое и физическое здоровье общества в контексте сегодняшней стрессогенной ситуации?
Какие новые направления политики укрепления корпоративного здоровья были сформированы за время пандемии?
Как развернуть вектор общественного сознания в сторону профилактики заболеваний и ответственного отношения к своему здоровью?
Ожидаемое в 2021 году сокращение уровня совокупных расходов на медицину вынуждает систему здравоохранения к поиску дополнительных ресурсов. С целью повышения эффективности использования средств в 2020 году началась работа по реформированию системы ОМС. В условиях пандемии потребность в модернизации медицинской инфраструктуры, продвижении в систему здравоохранения современных лекарств приобретает особую значимость. Действенным инструментом снижения нагрузки на бюджет может стать усиление сектора государственно-частного партнерства. Одним из инновационных финансовых кейсов является модель социального воздействия, особенностью которой является необходимость наступления социально значимого эффекта в качестве гарантии для получения бизнесом прибыли. Также в качестве модели продвижения в клиническую практику инновационных лекарств может стать система разделения рисков. Новая реальность требует новых решений: внедрение новаторских финансовых моделей будет способствовать созданию принципиально иной системы оказания медицинской помощи – ориентированной на результат.
Насколько реформа ОМС готова обеспечить равнодоступную медицинскую помощь?
Способна ли идея привлечения частных инвестиций с применением моделей проектов социального воздействия способствовать рациональному использованию ресурсов здравоохранения и обеспечить широкий доступ пациентского сообщества к инновационной терапии?
Будут ли проекты, организованные по принципу социального воздействия, участвовать в системе обязательного медицинского страхования и в каком объеме?