Новости

Инфекционные заболевания: как выполнить цели устойчивого развития ООН до 2030 года?

13 февраля 2019

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Борьба с инфекционными заболеваниями остается одной из важнейших задач здравоохранения

«Благодаря усилиям министерства здравоохранения нам удалось добиться определенных успехов в снижении смертности от туберкулеза, искоренении краснухи, снижении смертности от ВИЧ-инфекций, тем не менее сегодня положение с инфекционными болезными серьезное», — Гузель Улумбекова, председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству; руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением.

Скоординированная работа государства, медицинского и научного сообщества — основа успеха в борьбе с инфекциями

«Мы видим свою роль в совместной работе с государством, экспертными сообществами, врачами. Я не думаю, что нужно придумывать что-то новое, надо использовать те наработки, те решения, которые доказали свою эффективность в разных странах», — Олег Дубянский, вице-президент GSK в России.

«Можно сделать объединенную программу для ВИЧ, СПИДа, туберкулеза, гепатитов. Сделать общий штаб, которые будет включать все ведомства, которые занимаются этими заболеваниями. Туда подключить математиков и эпидемиологов, которые будут рассчитывать и моделировать, как будет что-то влиять на развитие эпидемии», — Мелита Вуйнович, представитель в Российской Федерации, глава офиса в Российской Федерации Всемирной организации здравоохранения.

ПРОБЛЕМЫ

Высокий уровень смертности по сравнению с западными странами

«Инфекционные болезни занимают всего 2% от общей смертности, это 35 тыс. человек. Но это почти в 4 раза выше, чем в новых и старых странах Евросоюза. <…> Самая большая проблема — это смертность в трудоспособном возрасте. 29 тыс. из 35 тыс. умерших от инфекционных болезней у нас находятся в трудоспособном возрасте. Очень высока смертность в возрасте 30-44 лет, в 16 раз выше, чем в новых странах Евросоюза», — Гузель Улумбекова, председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству; руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением.

Применение новых достижений в медицине требует роста финансирования

«Успехи терапии порождают новые проблемы. Дети, которых удалось вылечить, живы, но они нуждаются в серьезной реабилитации. Одного ребенка, которому пришлось ампутировать нижние конечности, мы представляли на юбилее нашего центра, мальчик уже протезирован, он ходит, но затраты на только реабилитацию одного этого ребенка — 22 млн рублей», — Юрий Лобзин, директор ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней Федерального медико-биологического агентства».

Низкий охват вакцинацией взрослого населения

«Большая проблема, о которой стоит говорить и которой мы сейчас вплотную занимаемся, это вакцинация взрослых. В ней нуждаются все взрослые. <…> Практически во всех странах проблема — 82% стран говорят о том, что доверие к вакцинации снижается, в России эта проблема тоже есть», — Николай Брико, заведующий кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Нехватка квалифицированных специалистов

«Сегодня в России 4,5 тыс. врачей-инфекционистов детских. Около 2 тыс. работают в амбулаторной сети, остальные — в стационарах. Казалось бы, большая армия, но на самом деле — это 50% от потребности, в некоторых регионах в амбулаторной сети 12%, 15%, в стационарах чуть лучше. Это одна сторона. Вторая сторона — в марте 2018 года состоялся приказ, и есть профстандарт по инфекционным болезням. 40% детских врачей-инфекционистов нуждаются в срочном усовершенствовании, надо их обучать», — Юрий Лобзин, директор ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней Федерального медико-биологического агентства».


РЕШЕНИЯ

Долгосрочное грамотное планирование

«Нам, как производителям, не хватает четкого понимания, когда, какая вакцина, в каком объеме с точки зрения производства необходима. <…> Нам бы хотелось увидеть простой документ, где было бы написано: какие вакцины необходимы, в каком количестве, к какому году, какие стадии производства должны быть локализованы на территории России и т.д.», — Владимир Христенко, президент ООО «Нанолек».

«Мы должны ставить другие цели: раз и навсегда победить эпидемию. Когда мы говорим о ликвидации или победе над эпидемией — это абсолютно другой масштаб амбициозности. Надо переставить новые цели, не только снизить на 2% или на 5% или бороться с какими-то явлениями по заболеваемости от той или иной инфекции, но ставить новые амбициозные цели», — Виней Патрик Салдана, директор группы региональной поддержки для Восточной Европы и Центральной Азии ЮНЭЙДС.

Повышение качества подготовки специалистов

«Самое главное — это подготовка специалистов. Потому что мы можем иметь благие намерения, можем иметь неограниченное финансирование, надеюсь, но, если у нас не будет подготовленных кадров, мы ничего не сделаем», — Сергей Краевой, заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации.

Приоритет превентивных мер

«Вакцинация — это лучший способ профилактики. Некоторые страны практикуют вакцинацию в течение всей жизни, т.е. происходит непрерывная вакцинация в течение жизни», — Марван Акар, генеральный директор MSD в России.

«Основные мероприятия, которые мы проводим на наших территориях, это полный охват населения вакцинацией против туберкулеза и ранняя диагностика. В 2018 году для своих медицинских организаций мы решили проблему с обеспечением препаратами для ранней диагностики, что играет решающую роль в профилактике туберкулеза», — Владимир Уйба, руководитель Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России).

Совершенствование методов диагностики

«Необходимо дальнейшее развитие диагностики. Потому что правильно своевременно поставленный диагноз, определение правильной чувствительности возбудителя позволяет нам назначить правильное специфическое лечение, тем самым добиться наиболее целевого результата», — Сергей Краевой, заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации.

Цифровизация здравоохранения

«Надо обеспечить непрерывность терапии. Что это значит — общий охват услугами здравоохранения, он заложен в Конституции. Надо обеспечить, чтобы в каждом субъекте, в каждом поселке РФ в любой момент каждый пациент имел доступ к своей терапии. Чтобы человек не думал, будет завтра у него лекарство или нет. <…> Надо использовать цифровизацию системы, чтобы в любой момент центральный орган — Минздрав — имел четкую картину, где не хватает лекарств», — Мелита Вуйнович, представитель в Российской Федерации, глава офиса в Российской Федерации Всемирной организации здравоохранения.

Учет в программах развития медицины региональной специфики

«Программа по контролю и ликвидации вирусных гепатитов должна учитывать особенности того эпидпроцесса, который сейчас идет, и, безусловно, должна учитывать региональные особенности. У нас страна очень большая с абсолютно разными возможностями в регионах, поэтому необходимо эту программу подрабатывать под каждый конкретный регион», — Елена Малинникова, заведующая кафедрой вирусологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Вернуться в новости